- Феномен чайлдфри
- С солидарностью проблемы — растет бездетность
- «В старости пожалеешь»
- Тамара, 39 лет, читательница Своих:
- «Что ты оставишь после себя»
- Как отвечать на бестактные вопросы
- Людмила, 27 лет, читательница Своих:
- Основные принципы движения чайлдфри
- Ценность свободы
- Выбор в пользу карьеры
- Финансовые возможности
- Движение чайлдфри в разных странах
- В России
- В США
- В «золотом веке, когда все рожали», люди были суровы
- Отказ от дополнительной ответственности
- Личные качества
- Мнение общественности
- Как рожать детей, если я не знаю, что завтра есть
Феномен чайлдфри
Как люди решают не заводить детей, что женщина, ставшая матерью, получает от государства и общества, был ли когда-нибудь «золотой век, когда все рожали», какие бывают бездетные и на это можно повлиять Это решение в некотором роде, считает Ольга Исупова, доцент Института демографии, социолог, преподаватель Высшей школы экономики.
— Как давно феномен бездетности привлек внимание социологов?
Ольга Исупова
— Впервые о нем заговорили в начале 70-х. В 1978 году канадский социолог Джин Виверс опубликовал книгу «Бездетность по выбору», в которой исследовал большое количество молодых супружеских пар. Феномен бездетности, по ее мнению, стал результатом самых разнообразных молодежных движений 1960-х годов, в том числе интеллектуальных. Их объединяла идея выбора, в том числе выбора того, что человек никогда не определял просто так: например, иметь или не иметь детей.
— В Канаде произошел демографический кризис, почему именно там социологи интересуются Childfree?
— Вообще. Childfree было большой и мощной волной в Европе и Америке с 1960-х годов, равно как и «новое воспитание», подразумевающее осознание этого выбора, или феминистское движение, которое рассматривало материнство как форму эксплуатации женщин.
Радикалист Суламифь Файерстоун был чрезвычайно популярен в те годы. Он призвал женщин воздержаться от беременности и совершить революцию, но не в средствах производства, а в средствах воспроизводства.
Файерстоун была убеждена, что роды — это форма рабства женщины, в результате которой вся ее жизнь подчинена ребенку, а сама она лишена возможности заниматься чем-либо еще. При этом отношение к беременности и родам стало популярным как обуза, во всех смыслах слишком тяжелая, лишающая выбора даже женщину. Ребенка придется растить, женщина неминуемо будет вмешиваться в удовольствия, заработки и карьеру. В этом контексте процветали бездетные идеи.
Я думаю, что социологи привлекли внимание к Childfree из-за огромной популярности этой философии среди широкого круга людей, которые увлечены и вовлечены в движение. Однако в 1980-х годах многие из этих людей вернулись к идее, что материнство все еще может быть выбором женщины. Но это должно быть иначе организовано. Никого нельзя заставлять становиться матерью, говорить о долге, долге, судьбе и судьбе от природы.
— Не откуда ни возьмись пришли последние запросы?
— В социальном плане материнство было организовано таким образом, что от женщины требовалось слишком много. В некоторых культурах это означает полное отрицание всего остального и полное вложение в материнство. Логика бездетных защитников исходила из того, что раз можно отказаться от благ и радостей мира, ради материнства или иным образом, значит, женщина имеет право отказаться от материнства.
Уиверс был человеком, который решил социологически исследовать конкретный случай и всесторонне изучить положение тех, кто сознательно отказывается быть родителями.
С солидарностью проблемы — растет бездетность
— Среди бездетных больше мужчин или женщин? Есть ли способ классифицировать без детей?
— Идеи чаще исходят от женщин, чем от мужчин. Репродуктивные решения — когда и сколько рожать — все еще принимаются женщинами в современных обществах. Для мужчин это не так важно, их никто не спрашивает, а мужчины меньше заботятся о детях. Не следует думать, что это явление пришло к нам с Запада. Он был широко распространен в СССР и до недавнего времени в современной русской культуре.
Значительная мужская роль в вопросе бездетности вновь проявляется в нео-традиционализме (как когда-то существовала в традиционализме, где женщины должны были рожать из страха перед различного рода репрессиями, брак был принудительным, в некоторые периоды проводилась «охота на ведьм» в различных форм существовало огромное количество препятствий для репродуктивного контроля). По моим наблюдениям, даже в православной среде уже идут вдумчивые и не всегда позитивные разговоры о многодетности. Они особенно актуальны в случае вдовства мужчин, в руках которых остаются дети, с которыми им приходится справляться в одиночку, без жены.
Многодетность — высокое призвание, а не «печать Православия
Уиверс был первым, кто классифицировал бездетных. Позже классификации были усовершенствованы, но база сохранилась.
Обычно выделяют небольшую группу тех, кто испытывает физиологическое отвращение к беременности, процессу родов, кормления и даже маленьких детей. Виверс назвал их «отказниками». Это незначительный процент в популяции, не более 2-5%, в силу биологии. Если хотите, это форма фобии и закон биологии.
Вторую группу ткачи назвали «аффектадо», имея в виду людей, ставших бездетными под влиянием социальных представлений. По наблюдениям исследователей, для большинства людей в обществе характерна средняя степень желания иметь детей. Дело не в том, что им вообще не нужны дети, но бездетный образ жизни не кажется менее привлекательным. Если в плане мнений эти люди окажутся ближе к тем, кто категорически не хочет детей, под влиянием моды и социальных движений примут идею бездетности. «Мне не нужны младенцы, — говорит Аффексионадо, — они мешают поддерживать красоту в доме, путешествовать и делать карьеру. Все эти сопли, подгузники, тренировки. Однажды дети уйдут из дома, и у меня ничего не останется., Я потеряю за это жизнь».
На рациональном уровне этому трудно что-либо противопоставить. Если в обществе существует сильное регулирующее давление — у всех должны быть дети — аффекционадо рождает детей. Это не значит, что они довольны этим, но и они не безумно несчастны.
С «пушерами» ничего не поделаешь. Если их заставляют заводить детей, они могут причинить вред как детям, так и себе. Увы, такие случаи бывают. Здесь мы можем говорить о великой психиатрии. Вторая группа, для которой воспитание детей противоречит дорогим их сердцам взглядам и социальной стороне жизни, может быть затронута. Но оно того стоит?
— Кому-нибудь удавалось сделать матерей бездетными?
— Я не из тех, кто скучает по СССР, но материнство было только одной стороной жизни в Советском Союзе. Конечно, не все было очень хорошо для младенцев, но почти идеально для женщин, которые думали о материнстве. Женщина могла родить, доставить ребенка в детский сад и заняться своими делами. Сегодняшнее старшее поколение, родившееся в юности, могло отдать своих детей бабушкам и продолжить учебу, сделать карьеру и продолжить свою личную жизнь. Материнство их никак не беспокоило.
Если вы рожаете сейчас, вы должны стать матерью, которая будет оставаться дома, не выходя из дома, пока ребенка в возрасте трех лет не поместят в сад. В глазах современной женщины это негативный образ.
При отсутствии детских садов и детских садов, бабушек, денег на нянек эти женщины, подающие надежды матери, с большой вероятностью станут осознавать бездетность. Никакие насильственные методы не могут сделать их великими.
Да и солидарность в нашей стране вредит. То есть они понимают, что в случае возникновения проблем за ребенка будут отвечать только они, и никто не обязан им ни в чем помогать. Когда в современных обществах возникают проблемы солидарности, увеличивается бездетность (в традиционных обществах в данном случае увеличивается младенческая смертность).
— Где связь между воспитанием детей, свободой от детей и солидарностью?
— Есть старая поговорка: «Чтобы вырастить ребенка, нужна целая деревня». Если женщина знает — «Я рожу, тогда мне помогут» — это сказка. Совсем другое дело, если я скрою гримасу, а потом просто почувствую: «Это моя вина, кто тебя спросил? Родила — ответь. «Когда оказывается, что можно полагаться только на себя, ты неизбежно истощаешь себя.
Большинство пар в нашей стране до сих пор рожают спонтанно. Они не очень понимают, что их ждет, какая помощь нужна. Но представьте себе разумную женщину. Она видит друга, которого отговаривают от аборта, «потому что убивать — грех», «материнство свято» и вообще «ты молод, ты можешь это сделать». Она видит, как ее подруга мучается, она бьется головой об стену, потому что помощи нет и вся ее жизнь сорвана, и ее муж тоже ушел…
Что подумает эта умная женщина? Я не стану родителем. Прекращать не буду, лучше обезопасить себя, еще лучше прекратить общение с мужчинами. Мне не нравится жизнь друга, когда случилось материнство.
«В старости пожалеешь»
Человек может сожалеть о любом выборе, ведь его взгляды меняются с возрастом. Childfree также не всегда является постоянным статусом. Некоторые, например, на всякий случай замораживают яйцеклетку или сперму, а другие берут ребенка из приюта или рожают позже, если позволяет здоровье.
Тамара, 39 лет, читательница Своих:
— У меня никогда не было желания иметь детей. Когда мама спрашивала меня, хочу ли я брата или сестру, я всегда отвечала «нет». В детстве для меня было неожиданностью, что материнство — это обязанность женщины и, так сказать, единственная функция.
Из-за моего выбора люди часто спрашивают меня, хорошие ли у меня отношения с семьей. У меня не было детской травмы, родители заботятся обо мне, а я забочусь о них, но я не хочу своих детей. Родственники не могут смириться с этим. Мама плачет почти каждый новый год, когда начинает говорить о внуках. В день рождения желают мне познать счастье материнства и приводят в пример всех недавно родивших моих знакомых. Если мне говорят, что мне нужны дети, я всегда спрашиваю: «Кому они нужны? Если да, то мне это не нужно, но если это не моя проблема для вас, решайте сами ». Далекие родственники подали в отставку, но все равно думают, что я передумаю. Меня тоже часто обвиняют в эгоизме, но я не вижу в этом ничего плохого: есть только одна жизнь, и я должен прожить ее так, как хочу.
Кроме того, я не вижу вокруг себя примеров, когда рождение ребенка принесло бы счастье семье. Знакомые рожают «на лету» или вряд ли справятся с новыми реалиями, но о трудностях открыто не говорят. Не понимаю, почему стоит молчать и создавать идеальный образ.
Первый раз я вышла замуж в 21 год, в браке прожила 12 лет. В какой-то момент муж решил, что все еще хочет детей, и мы развелись без обид и скандала. Я замужем во второй раз. Иногда мы спорим о том, хотим ли мы стать родителями, просто чтобы узнать, изменилось ли что-то в нашем мнении. Мы решили создать подушку финансовой безопасности: если мы вдруг захотим завести ребенка в 45 лет, потратим деньги на суррогатную мать. А если нет — для путешествий или других желаний.
Также бывает и обратное: люди осознают, что они бездетны, когда они уже стали родителями. Они любят своих детей и не отказываются от них. Просто в какой-то момент они понимают, что если бы они могли вернуться в прошлое и не иметь ребенка, они бы это сделали.
В любой ситуации человеку важно принять то, что он чувствует. Тогда ему будет легче понять, что он может сделать с этими чувствами. Например, если бездетный ребенок передумал и хочет ребенка, рассмотрите варианты: сможет ли он родить самостоятельно, хочет ли он усыновить и что для этого нужно, есть ли у него деньги на суррогатную мать. И если вы пострадаете от выбора, сделанного один раз, ситуация не изменится.
«Что ты оставишь после себя»
Казалось бы, прошли те времена, когда цари должны были оставить наследников и никто не обязан рожать ребенка, чтобы править Австро-Венгрией. Но современные бездетные люди постоянно слышат о потомстве. Но не важно, что все люди что-то оставляют после себя, и не все думают, что это «что-то» должно быть в детстве.
Некоторые люди считают, что childfree должен каким-то образом компенсировать отсутствие детей, чтобы добиться своей собственной жизни, но это не так. Люди не всегда отказываются от своих детей ради чего-то великого, например, для получения Нобелевской премии или победы на конкурсе песни «Евровидение». Есть такие, для которых цель жизни не в том, чтобы что-то оставить позади, а в том, чтобы прожить жизнь с удовольствием. И в этом нет ничего плохого.
Люди становятся бездетными по разным причинам. Кто-то не любит детей, потому что в детстве был вынужден заботиться о своих младших братьях и сестрах, а кто-то просто не видит себя в роли родителя, хотя хорошо ладит с внуками. Решение лишиться детей — это как-то позаботиться о будущем ребенке. То есть человек понимает, что не хочет брать на себя эмоциональную, материальную и физическую ответственность, и воспитание ребенка в атмосфере холодности и отстраненности — не самый полезный сценарий для его умственного развития.
Как отвечать на бестактные вопросы
Типичные ситуации, которые мы описали выше, — это не все встречи без детей. У родственников и коллег есть и другие аргументы в пользу родительского воспитания. Поэтому людям, не желающим иметь детей, придется отвечать на вопросы, зачастую нетактичные и неуместные.
Главное — понимать, что никого не заставляют мириться с бестактными вопросами. Неважно, спросит ли его ваша мать, друг или коллега. И также не нужно искать оправдания и объяснять, почему человек хочет жить по-своему.
Родственники задают бестактные вопросы, что ответить? — статья в его
Если человек не хочет объяснять свою позицию, он не может этого сделать. Так что вы можете ограничиться одним стилевым ответом: «Да, я не хочу иметь детей. Давайте не будем обсуждать мой выбор».
Некоторые люди предпочитают говорить о своем бесплодии, а не объяснять, почему они не хотят иметь детей. Такой вариант может помочь с коллегами или знакомыми, но вряд ли спасет от близких.
Иногда Childfree смеется в ответ на нападки близких.
Бестактный аргумент | Игривый ответ |
Childfree — это просто мода! У людей всегда были дети, это исторически сложилось! | Раньше у них тоже были рабы, но потом они передумали |
Ты эгоистичный! | Лучше, чем быть инкубатором |
Надо продолжить гонку! | А мы кто, династия Рюриковичей? |
Что, если ваша мать решит не рожать вас? | Очевидно, мне было бы все равно |
Проблема в том, что юмор не поможет разрешить конфликт, и разговор будет повторяться снова и снова.
Людмила, 27 лет, читательница Своих:
Я помню свои рассуждения в 14 лет: «Значит, я не скоро рожу, в 27, верно». Мне сейчас 27 лет, и я точно пока не буду рожать. Кроме того, чем старше я становлюсь, тем меньше воспринимаю себя как мать. Во-первых, я боюсь ответственности. Всю свою жизнь я мечтал о собаке, но я продолжаю гладить чужих собак в парке, и у меня нет своей, потому что я боюсь, что не смогу это сделать. И тогда возникает вопрос: откуда взялись эти люди, которые говорят: «Я готов для детей». Ребята, я не готов к корги, а вы готовы к малышам! Ну как можно подготовиться к тому, что вы станете человеком, которому нужно расти.
Большинство моих друзей уже родили. Большинство этих подруг в разводе. Одна воспитывает ребенка, а другую бросил муж с тремя детьми. Я не могу представить, какой уровень доверия нужно иметь, чтобы решить кого-то родить, по крайней мере, я еще не встречал такого человека. Я чувствую себя не бездетным, но просто стараюсь не попадать в ситуации, о которых потом пожалею.
При всем этом мне очень жаль маму: старшая сестра не может иметь детей и я постоянно говорю родным, что мне еще рано. Наша мама очень деликатный человек, никогда не ходит к нам с этой темой. Но в ее последний день рождения они пожелали ей первого тоста, чтобы я рожала как можно скорее. Во всяком случае, каждый мой визит к родственникам заканчивается тем, что мне говорят, у кого сколько детей и как приятно было бы увидеть свое детище. Три года назад слушал молча. А потом, как говорит мама, настаивалась. Я спокойно говорю своим родственникам, что не буду рожать, потому что они этого хотят. Я также спокойно заявляю своему брату, что рождение ребенка — сомнительный результат в жизни, и пора подумать, чего еще можно достичь. Сначала я боялась его обидеть, но потом подумала: он не боится меня обидеть. Напоследок говорю, что не хочу рожать, поэтому потом думаю, где взять деньги на памперсы, как Маша, Даша, Настя, Женя. Это банально, но это правда. Может быть, мои родственники после этого решили не шутить со мной, а может быть, они просто разочаровались во мне, но жалоб и вопросов в свой адрес я уже не слышу.
Люди не всегда понимают, почему они обращаются к кому-то с вопросами. В этом случае вы можете спросить: «Почему вы мне сейчас говорите?» Если человек отвечает что-то вроде «Да, мне просто интересно», то человек, которому был задан вопрос, сам решает, хотят ли они удовлетворить чей-то интерес. И если ваш оппонент действительно хочет разобраться в причинах такого решения, вы можете поделиться с ним своими ощущениями.
Не все готовы разбираться без детей. Этим людям бесполезно открываться, приводить аргументы и даже подкреплять свои слова статистикой — они будут стоять твердо, потому что их картина мира устроена иначе. Разговор вряд ли приведет ни к чему, кроме спора.
Родственники могут не только не понять выбора Чайлдфри, но и критиковать его. Однако критика уместна только тогда, когда один человек идет к другому и спрашивает их мнение.
Как реагировать на критику любимого человека — статья на My
Каждый должен защищать свои личные границы. Поэтому, если кто-то жалуется на то, что бабушка удосужилась задать вопросы о внуках, проблема не только в бабушке.
Иногда бывает сложно определить личные границы для близких, потому что люди обычно не хотят грубить или оскорблять членов семьи. Но границы — это комфорт, и их нужно защищать.
Что такое личные границы и почему все о них говорят — статья в
Прекращать общение с близкими — не выход, кроме критических случаев. В остальном вы можете поговорить с родственником наедине. Мы должны твердо сказать, что говорить о воспитании детей неприятно, и попросить больше не поднимать этот вопрос. Для разговора семья вряд ли смирится с тем, что среди них есть дети без детей. На это потребуется время, и вы должны быть к этому готовы.
Счастье бывает разным счастьем, иногда это вкусный ужин в теплой компании, иногда это ваша квартира, куда приятно приглашать гостей. Если хочешь, приходи в самолет. Посмотри на это счастье
Автор Анна Нармания Дети Подробнее о Комфорте
Основные принципы движения чайлдфри
Почему защитники детства, в том числе знаменитости, выбирают этот путь и придерживаются его? Основной и основной причиной остается нежелание иметь детей. Если человек уверен, что не хочет иметь ребенка, его никто не сможет уговорить. Аргументы в поддержку этой точки зрения могут быть разными.
Чем они руководствуются в своем выборе? Что такое принципы Childfree?
Ценность свободы
Сторонники этого движения ценят свою свободу и не хотят отказываться от нее. Об этом рассказывает известная бездетная актриса Рене Зеллвегер. Родительские обязанности сохраняются даже после достижения ребенком совершеннолетия. Это забота на всю жизнь. От рождения ребенка никуда не деться, а это сильно ограничивает вашу свободу.
Выбор в пользу карьеры
Этот вопрос особенно актуален для женщин, которым приходится ухаживать за малышом. Многие работодатели на собеседовании сразу же задаются вопросом о планировании семьи и отдают предпочтение девочкам с бездетным положением. В отсутствие поддержки со стороны близких женщины делают выбор в пользу карьеры.
Самореализация часто является приоритетом для детей, как, например, для оскароносной актрисы Хелен Миррен. Знаменитому телеведущему Питеру Траверсу звезда фильма «Калигула» сказала, что она всегда была занята своей жизнью, поэтому отказалась рожать ребенка.
Финансовые возможности
Бездетные принцы: Pixabay
Дети дорогие. Childfree мотивирует свое решение историями из жизни семей с ограниченными жилищными и финансовыми возможностями. Они решают завести детей и тем самым обрекают их на жалкое существование, они не могут обеспечить все необходимое.
Согласно принципам Childfree, если человек не может содержать детей и понимает это, то он имеет право отказаться заводить детей. Другие ценят комфорт и изобилие бездетной жизни.
Движение чайлдфри в разных странах
Бездетная идеология как бессознательный или сознательный отказ иметь и воспитывать детей имеет интересную историю. Лучше всего это рассматривать на примере разных стран.
В России
Не секрет, что традиции русского народа тесно связаны с идеей о необходимости иметь детей, даже если это принуждение или нежелательное зачатие. В современной России ситуация точно такая же, как и десятилетия назад. Люди буквально вынуждены размножаться силой, что связано с государственной идеологией, религиозными догмами и другими причинами. Они подозрительно смотрят на «не очень». Их обсуждают, осуждают и осуждают, считают ненормальными.
Для Российской Федерации запрет на использование детей — относительно новое явление. Однако, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, что важно отметить, почти 50% бездетных россиян в возрасте от 18 до 45 лет не хотят иметь детей (по данным опросов 2020 года). Интересный момент: если в богатых регионах это желание вызвано сознательным отказом, то в глубинке ситуация вызвана отсутствием возможностей (ни домов, ни денег, ни условий (неразвитая инфраструктура)).
Другая часть населения страны придерживается традиционных семейных ценностей. Некоторые намеренно рожают одного, двух, трех или даже четырех детей. Государство делает все, чтобы поддержать многодетные семьи, создав для них относительно благоприятные условия жизни.
Однако отношение властей к идеологии крайне негативное. Причину можно найти в первом абзаце раздела. В социальных сетях и на уровне пропаганды ведется масштабная работа по противодействию распространению движения (ограничение или блокировка сообществ, штрафы против организаций и даже реальные сроки).
В США
В Соединенных Штатах свобода от детей — не более чем устоявшееся явление. Уже было показано, что они любят связывать идеологию с феминизмом, но это не совсем так. В США существуют десятки организаций, объединяющих детей.
Национальный центр статистики здравоохранения США, проанализировав имеющиеся данные, пришел к выводу, что процент женщин в стране, бросающих детей, неуклонно растет. В 2020 году он достиг 25% от общего числа женщин, постоянно проживающих в штате.
В «золотом веке, когда все рожали», люди были суровы
— Люди, неприятные для младенцев, боявшиеся родов, наверное, всегда были. Как они существовали до эпохи сексуальной революции?
— Наконец, бездетных женщин, которые в возрасте пятидесяти лет, то есть в конце репродуктивного периода, не рожали детей, до недавнего времени составляло не более 4-6%. Отсутствие детей объяснялось тремя причинами: по состоянию здоровья, из-за гендерного неравенства (после войны), из-за осуждения обществом одинокого материнства.
Сейчас в России количество бездетных людей в подрастающем поколении достигает 12-14%. Бездетные — это не только люди, которые физически не могут рожать, или те, кто не вступил в брак и не хочет быть матерями-одиночками. Число бездетных пополнилось бездетными, принципиально отвергающими материнство.
Но подсчитать, сколько их было бездетных еще век назад, довольно сложно. Может, раньше люди не хотели рожать, но какие у них были средства? Экстремальный. Например, можно пойти в монастырь. Можно было остаться старой девой, но не всем это было по карману. Во-первых, решение выйти замуж принимала не сама женщина. Во-вторых, большая часть страны была крестьянской, а значит, жить без человека было практически невозможно, физически невозможно.
Экономист Александр Чаянов считал, что для нормального функционирования крестьянской семьи нужно всего два-четыре ребенка. Дети в дореволюционной России рождались часто, но и умирали не только от плохой медицины. К сожалению, на самом деле они были убиты собственными матерями или родителями. По данным демографов, процент детских смертей из-за недосмотра был высоким. Например, у дворян часто были любовники-крестьяне, которые рожали от них детей. Во многих случаях байстраки никому не были нужны, за ними не ухаживали, не кормили и умирали.
Все эти рассказы с «запущенными», «спящими» и так далее прекрасно описаны в классической литературе Иваном Буниным, Глебом Успенским, Львом Толстым. Подобные истории собрал российский демограф Вишневский. История детоубийства в России серьезно изучена исследователями. Было бы большим преувеличением говорить о золотом веке, когда они родили столько, сколько дал Бог, они были воспитаны и воспитаны как люди. Вы должны понимать, что были не только тяжелые времена, но и люди.
Отказ от дополнительной ответственности
Многим трудно представить себе ребенка, за которого можно будет нести ответственность. Так проявляется незащищенность, негативный опыт детства. Дети не хотят брать на себя дополнительных обязательств, трезво оценивают свои силы.
Личные качества
Дети часто говорят о своем непростом характере, огромном списке нерешенных психологических проблем. Активные сторонники движения придерживаются принципа, что не все могут быть хорошими родителями. Если человек не чувствует себя способным обеспечить детям гармоничное развитие и счастливое будущее, нет смысла иметь их.
Мнение общественности
Взгляды людей на идеологию неоднозначны. Кому-то характерно положительное отношение, кому-то отрицательное. Кого-то совсем взбесила тема.
Давайте рассмотрим, какие аргументы используют сторонники движения, а также выясним, чем оперируют ненавистники.
Вот что люди думают, что оправдывает отсутствие детей:
- Каждый может выбирать, как ему жить. У каждого есть выбор. В том числе право распоряжаться своей жизнью и телом по мере необходимости. Отказ женщины рожать — это прежде всего ее выбор, а не просто акт эгоизма или меркантилизма. То же самое и с неприятием мужчины от потомства. Не все хотят быть матерью или отцом.
- Поиск самореализации происходит не через семью. Кто-то целиком и полностью посвящает свою жизнь тому делу, которое он любит. И это приносит пользу сообществу. Намного больше, чем рождение ребенка.
- Равенство важно. Иногда после рождения малыша женщины становятся зависимыми от мужчин. Им нужно забыть о себе и своих стремлениях. Боясь за свое мнение и борясь за положение мужей, они все отвергают, выбирают только жизнь и детей. Их реальная адаптация к самостоятельной жизни как таковой постепенно исчезает.
- Отсутствие отцовского или материнского инстинкта. Это тот случай, когда ребенок рождается в семье, которая этого не хочет. Мы уже писали о «отказниках» и о детях, растущих в семьях, где их не любят родители. В них дети несчастны, они не получают родительской заботы, любви и адекватного образования. Лучше не беременеть и не рожать, чем растить нелюбимого ребенка.
- Здоровье — самая важная ценность. Некоторые говорят, что роды истощают тело женщины. Некоторые думают, что они только усиливают его. Существует множество примеров рождения нескольких детей женщинами, которые впоследствии не сталкиваются с проблемами. Не меньше примеров рождения ребенка, после которого женщины столкнулись с серьезными осложнениями. Если человек сознательно делает выбор в пользу отказа от рождения детей по медицинским показаниям или из опасения за собственное здоровье, нет необходимости его осуждать. Это тот же разговор о праве выбора.
- Не всегда есть все возможности для рождения детей. Представьте себе ситуацию, когда ребенок рождается в семье без средств к существованию. В условиях, когда государственные субсидии не рассчитываются даже на минимальную продуктовую корзину, жизнь с детьми становится настоящим бременем. Для некоторых людей дети — это настоящая роскошь, которую они не могут себе позволить.
- Одиночество в старости неизбежно. Даже самые ласковые дети рано или поздно покидают стены дома, иногда уезжают жить в другие регионы и страны. И они даже забывают о своих родителях. Ни один ребенок, если ему представится возможность, «не принесет стакан воды» родителю до самой его смерти.
Приведем аргументы тех, кто не воспринимает детство и видит в идеологии только зло. Ненавистники говорят о:
- Демографическая катастрофа. Отчасти они правы, но только когда речь идет о регионах и странах, где рождаемость находится на критическом уровне.
- Разрушение важнейшего социального института: института семьи. Принято считать, что бездетные пары и семьи неполноценны. Но точно так же их нельзя назвать полноценными семьями, где дети растут без отца, матери или в условиях, где нет места для счастливой жизни. В этом контексте семья как институт теряет все преимущества и смысл.
- Естественная естественная возможность, которой должен воспользоваться каждый. Ненавистники движения говорят, что мужчины должны производить потомство, а женщины — рожать.
- Религии. Даже в вопросе о бездетных детях некоторые фанатики находят место религиозным догмам. Ярким примером является Россия, где отказ иметь детей осуждается церковью на всех уровнях.
- Пропаганда губит молодые умы. Они правы, есть не только отдельные бездетные, радикальные, но и просто безумные организации, которые всеми правдами и неправдами навязывают другим идеи и ценности идеологии. Это плохие люди, не стоит им следовать. Childfree — это добровольный выбор, а не танец под чужие ноты.
- Разочарованные родители. Да, родители тоже ждут внуков или внуков взрослых детей. Но если они не готовы иметь детей, их не нужно винить в этом.
Кто правее: кто оправдывает движение или кто против? Я как человек с расплывчатым мнением о ситуации не могу рассуждать на эту тему. 25% Правы те, кто оправдывает этот шаг. Мы живем в 21 веке, пора наконец начать признавать права всех людей и их свободы 75% Правы те, кто против. Сторонники движения вроде не понимают, что делают 0% Голосов: 4
Как рожать детей, если я не знаю, что завтра есть
— Общество ждет детей от семейной пары. Обычно родственники подсказывают: «Пора рожать», но детей пока нет. Является ли бездетность формой самооправдания бесплодия пары? Насколько это явление связано с медицинской проблемой общества?
— Выхода нет. Скажу больше, это противоположные вещи. Те, кто сознательно позиционирует себя бездетными и бесплодными, находятся по разные стороны забора. Им сложно понять друг друга. Кто-то очень не хочет детей, кто-то изо всех сил мечтает о детях.
Однако в вашем вопросе есть логика. Он находится в сфере репрессивной культуры, где нормы давят на человека, он боится общественного осуждения. Люди боятся признать и отрицание отцовства, и бесплодие. Первые обязательно будут считаться неадекватными и жалкими монстрами. Второй — что они должны пойти на помойку, потому что они никчемные, «сломанные», испорченные люди.
Поэтому иногда бесплодные люди предпочитают говорить, что они сознательно отказались от своих детей, только для того, чтобы не признавать свое слабое здоровье. Childfree, который по разным причинам категорически не хочет детей, делает прямо противоположное. «Я лучше скажу, что у меня не все хорошо, чем буду вдаваться в подробные объяснения». Оба примера применимы только к тем, кто боится общества. Есть много. С теми, кто устраивает выезд, открыто говорят, что без детей все по-другому.
— Летом портал «Зарплата.ру» опубликовал опрос. 70% россиян предпочитают карьеру семье, 6% готовы бросить семью, чтобы сделать карьеру. Имеет ли значение для Childfree экономический фактор?
— Экономический фактор, безусловно, играет роль. До первой половины ХХ века дети имели инструментальную ценность: колхозники, наследники. В крестьянском хозяйстве детям приносили пользу, они были успехом родителей. Несмотря ни на что, не все женщины любили детей. Мамы-одиночки «рождали и плюнули на весь мир» — они были крайне редки.
Дети теперь в расход. Денег хватит на рост? Родителям необходимо поддерживать детей до 25-30 лет, искать средства на образование. Глядя со стороны, кто-то делает вывод: зачем мне это? Пока женщина и мужчина поймут, что дети — это не только расходы, но и радость, когда они откроют для себя любовь своих родителей, сколько времени это займет? Хотя на протяжении истории человечества материнство приносило больше, чем эмоциональные выгоды, сейчас, к сожалению, остались только они.
Россия сейчас находится в сложной экономической ситуации: не за горами бедность, низкие зарплаты, долги, банковский кризис.
Как в такое время рожать детей, если они материально семье никак не помогают? Дети — пустая трата.
Вы, конечно, можете рассчитывать на детское пособие. Именно по этой причине им платят. Но вокруг ходят одни слухи, говорят, прибыль развращает. Простите, кто и когда иначе смотрел на детей с точки зрения, в том числе экономической выгоды? Как рожать детей, если я сама не знаю, что есть завтра и как платить за квартиру?
Согласно исследованию, у современных молодых супругов в России одна из зарплат идет на ипотеку и другие обязательные выплаты, другая — на пожизненное. Как ребенок может уложиться в этот бюджет? Если пара рожает ребенка по эмоциональным или нормативным причинам, во-первых, они родят не сразу, а во-вторых, не более одного. Те, кто рожает более одного ребенка, просто плохо считаются.
В России умный и разумный человек вынужден не иметь детей. Кто рожает — бескорыстен. Дети в современной семье — это вообще чистый альтруизм. Не забывайте об индивидуализации жизненного пути. Не все женщины могут отказаться от карьеры. Вы можете быть «профессиональной» матерью, но тогда кто-то должен вас поддержать. Контент — это путь какой-то зависимости. Получается, материнство превратилось в рудимент рабства? Если вы не зарабатываете деньги, вы находитесь во власти жертвователя. Все больше женщин не готовы осуждать себя на это.
— Без детей — эгоисты, которым неинтересно заботиться о ком-то другом?
— Отчасти да, потому что они рациональные люди. Но, противодействуя эгоизму и альтруизму, вы должны понимать: вы можете работать волонтером в хосписе, заботиться о сиротах, помогать пожилым людям и не иметь собственных детей. Как я уже сказал, их дети — особый альтруизм.
Ткачи обнаружили, например, что в семье много одиноких детей, а среди бездетных детей много стариков. Во-первых, отказ от материнства — это чистый эгоизм, который лелеют родители, потому что «вы уникальны». С одной стороны, эти люди привыкли, что все заботятся о них и «почему я должен заботиться о других». С другой стороны, по отношению к детям у них есть страх: «Я никогда не видел детскую попку и никогда не вытирал отрыжку новорожденного с кофточки».
«Когда мне было 12, меня наняли за то, что я не хотел себе» Другое
В свою очередь, у первых многодетных детей просто нет иллюзий по поводу воспитания детей. Они были родителями своих младших братьев и сестер, и они знают, как это сложно и как мало это окупается.
Австрийский демограф Лутц ввел в науку концепцию «ловушки низкой рождаемости». Чем меньше детей в обществе, чем меньше растущие дети видят детей, тем нормальным для них является отсутствие детей в семье. Это явление породит новых детей. Другими словами, на распространение феномена бездетности влияют не столько личный эгоизм, сколько социально-психологические факторы.
Отсутствие детей в окружающей среде, отсутствие «деревни», которая могла бы помочь в воспитании детей, тот факт, что семья и дети стали личным делом каждого и вопросом выбора, раздутая родительская гиперответственность со стороны общества приводит к увеличению количество бездетных детей. Дело не в эгоизме. «Зачем мне это нужно, если это так сложно, и при этом мне со всех сторон говорят, что это моя личная прихоть и что мои дети не нужны никому, кроме меня?»
— Многие выдающиеся люди творческих профессий, будь то актеры, писатели, ученые, не имели детей. Как соотносятся карьера и материнство? Всегда ли карьеристы бездетны?
«Я не думаю, что клише уместны. Возможно, кто-то предпочитает карьеру детям, а кто-то просто не мог рожать. Однако публично говорить о причинах отсутствия детей не принято. Булгаков, например, был бездетным. Ни одному из своих трех супругов она не родила ребенка. У Нагибина вообще было пять-шесть женщин, ни одна из них не могла рожать, потому что писатель не хотел. Есть такие мужчины. «Я не хочу пускать своих детей в этот ужасный мир», — говорят они. Других, вроде Булгакова, просто беспокоит плохая наследственность.
По статистике, чем выше положение женщины, тем меньше у нее детей по сравнению с сотрудниками с более низким статусом. Ей не обязательно отказываться от материнства ради карьеры. Такая женщина могла сделать карьеру и в какой-то момент, когда еще можно было рожать, поняла, что ни материнство, ни отношения с мужчинами не укоренились в ее жизни. Это не сознательный выбор бездетного пути. Просто в его жизни есть призвание (наука, творчество), которое он захватил, оказалось важнее.
На Западе такую ситуацию никто не осуждает, считается, что не все рождены матерью, но в СССР считалось, что женщина должна и могла совмещать работу, и даже карьеру, и детей. В этом ей отчасти помогло государство. Теперь мир устроен таким образом, что никто не гонится за женщиной, озабоченной карьерой, со словами: «Ты рожаешь, мы будем расти одни».